27.01.2014 | Служба новостей Росфирм

Что мешает развитию консалтингового бизнеса в России?

Присутствие в стране развитого рынка консалтинговых услуг является важным показателем успешности и развития её экономики. Применительно к России подобный бизнес с нуля начал зарождаться всего 15 лет назад. Тем не менее, в наши дни можно утверждать, что он не только твердо стоит на ногах, но и постоянно пополняется всё большим числом участников: как заказчиков, так и исполнителей. Возможно, это развитие могло бы быть более интенсивным, и стоит признать, что его зачастую тормозят неудачные решения властей. Однако их главная цель вполне объяснима: остановить возможную массовую экспансию зарубежных компаний, которые будут иметь существенное преимущество в борьбе за клиента по сравнению с неопытными российскими консалтинговыми структурами.

Наиболее заметной особенностью отечественного рынка консалтинговых услуг можно назвать преобладание крупных компаний, руководство которых, чаще всего, сосредоточено в столице либо Санкт-Петербурге. Разумеется, небольшим агентствам, вновь открывающимся в регионах, тяжело конкурировать с компаниями, юридически расположенными в небольших городах, но фактически принадлежащих настоящим гигантам индустрии. Всё, что достаётся местным консалтинговым компаниям - местные же организации, принадлежащие к категории среднего или малого бизнеса. Прорывающиеся в порядке исключения на федеральный уровень такие фирмы максимум способны работать лишь по очень узким направлениям.

Несмотря на это, даже они вполне в состоянии помочь своим клиентам в преодолении огромного количества бюрократических и административных барьеров, откровенно мешающих развитию коммерческих структур. Основная проблема такого рода - лицензирование определенного перечня видов деятельности, которое зачастую становится непреодолимой преградой для юридически недостаточно опытных бизнесменов. Профессиональные консалтинговые услуги в этом отношении становятся настоящим спасением. Подобная работа может ограничиваться юридическими консультациями, либо включать полноценную практическую правовую поддержку коммерческой организации в момент прохождения ею лицензирования по выбранному виду деятельности.

И всё же, молодой российский рынок консалтинговых услуг не избавлен от серьёзных проблем, которые требуют немедленного разрешения. Так, профессиональные консультанты по-прежнему вольны в выборе организационно-правовой формы ведения своего бизнеса и осуществления консультационной деятельности. Тем не менее, этот выбор серьёзно осложняется всё новыми ограничениями, правилами и законодательными нормами, вводимыми в нашей стране. Как результат, консалтинговой деятельности как отдельному виду предпринимательства, всегда сопутствует риск закрытия бизнеса.