07.10.2008 | Служба новостей Росфирм
Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока связано с разработкой новых месторождений полезных ископаемых
Вцелом в рамках пятого БЭФа было заключено 16 соглашений общим объемом инвестиций около 300 млрд рублей. Кроме того, этот форум в очередной раз показал интерес, который испытывают страны Азии к байкальскому региону России.
Иностранцам нужна инфраструктура
Говорить об «экспортной» ориентации БЭФа вслух считается моветоном. Тем не менее на форуме очевидно доминируют проекты, входящие в сферу интересов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В это международное объединение входят Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизия. Пакистан, Иран, Монголия и Индия имеют статус наблюдателей. Страны АТР испытывают дефицит нефтегазовых ресурсов, поэтому самым интересным пунктом для представителей государств ШОС является транспортная инфраструктура, способная доcтавить российскую нефть до границ с Китаем. Сроки ввода трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) интересовали и японскую делегацию. До 96% энергоресурсов поступает в Страну восходящего солнца со Среднего Востока. ВСТО позволит гораздо дешевле импортировать до 25% нефти, потребляемой японской экономикой.
Среди других масштабных проектов, крайне интересных китайским партнерам - строительство Северо-Сибирской железной дороги, которая свяжет Иркутскую и Томскую области, Красноярский край и Ханты-Мансийский автономный округ. Проект оценивается в 300 млрд рублей, меморандум о сотрудничестве на форуме подписали администрации заинтересованных регионов. Общая стоимость «транспортных» проектов на территории Сибири и Дальнего Востока составит 950 млрд рублей, бизнес профинансирует их на 70%.
Как нам обустроить Россию
Перейти из дотационных в донорские сибирским регионам позволят комплексные инвестпроекты в сфере добычи полезных ископаемых. Эту крайне актуальную для Иркутской области точку зрения озвучил замруководителя Федерального агентства по недропользованию Владимир Бавлов. Если состоятся все масштабные проекты, все регионы России к 2020 году станут самодостаточными, а занятость на территориях вырастет в 13 раз. Министр природных ресурсов и экологии РФ Юрий Трутнев добавил, что ключ к успеху - правильное распределение месторождений. Если все сделать правильно, шесть крупных градообразующих центров на востоке страны появятся в ближайшие три-четыре года. Кроме нефтяных скважин, градообразующими, по мнению федеральных чиновников, могут стать Удоканское месторождение, Сухой Лог и Ковыктинское газоконденсатное месторождение.
В концептуальном докладе, посвященном заселению Сибири, первый вице-премьер Игорь Шувалов подчеркнул, что необходимо уходить от «вахтового» подхода в освоении новых месторождений. Он считает, что крупные добывающие проекты в конечном итоге должны стать инструментом для выравнивания демографической ситуации. Потенциальных первопроходцев, по мнению вице-премьера, необходимо удержать в регионе, затем улучшить демографическую ситуацию. И, наконец, стимулировать миграцию квалифицированных рабочих. Ради новой экономической политики правительство готово пойти на отмену иммигрантских квот. Разумеется, не для дворников и шоферов. Государству необходимы обогатители и операторы нефтеперекачивающих станций. В общем, нужные люди в нужном месте.
«Надо создавать комфортные социально-бытовые условия для жизни людей, а не менять пресловутые северные коэффициенты, - заявил первый вице-премьер. - Сила духа не в том, чтобы голодать, мерзнуть и жить в палатке. Современные первооткрыватели требуют нормальных условий для жизни».
Подобные заявления интересны в свете того, что сейчас многие компании действительно предпочитают разрабатывать месторождения вахтовым методом. Советская практика освоения территорий возлагала на промышленные предприятия роль форпоста: поселки и города основывались всерьез и надолго, месторождение же через несколько десятков лет истощается. В конце 1990-х годов такая практика на северных территориях Сибири привела к вымиранию целых поселков. Но на БЭФе говорили о перспективах: ведь только забайкальские проекты смогут дать 400 тыс. новых рабочих мест. Поэтому более актуальным стал вопрос, за чей счет будет продолжаться освоение богатых сибирских просторов и создаваться качество жизни, о котором так много говорил вице-премьер.
«Качество жизни не создается только за бюджетные деньги», - намекнул Игорь Шувалов. Собравшийся бизнес намек понял. Несмотря на то что до 2013 года федеральный бюджет планирует выделить на развитие регионов Дальнего Востока и Забайкалья 426 млрд рублей - по большому счету заселение Сибири и Дальнего Востока ненавязчиво делегируется их разработчикам.
Вопрос о телеге и лошади
Среди региональной элиты оказалось не так много оптимистов: регионалы говорили об отсутствии стратегического плана по развитию территорий в целом. Когда на вопрос о транспортной и энергетической инфраструктуре инвестор вместо бизнес-плана получает молчание, желание создавать качество жизни пропадает. Примеры, когда федеральные и региональные власти смогли представить инвесторам внятные разработки, можно пересчитать по пальцам одной руки: комплексное развитие Нижнего Приангарья, где планируется построить гидростанции, алюминиевый завод, целлюлозно-бумажный комбинат и другие производства. Отметили также создание транспортной инфраструктуры для освоения юго-востока Читинской области и проекты комплексного развития Южной Якутии, которые пока находятся в «бумажной» стадии. По словам заместителя министра регионального развития Дмитрия Аратского, чаще федеральные органы исполнительной власти не могут предоставить в правительство согласованные стратегии развития отраслей. На данный момент такие документы подготовлены только по лесному и рыбохозяйственному комплексу, в процессе работа над стратегией развития сельского хозяйства и нефтегазодобычи.
«Но качественной стратегией я назвал бы только лесную, - отметил Дмитрий Аратский. - В ней определен четкий механизм реализации, поставлены цели, имеется территориальный раздел, в котором отражена структура отрасли и перспективы ее развития, показатели, которые должны быть достигнуты».
Заместитель временно исполняющего обязанности губернатора Иркутской области Дмитрий Шейбе, отвечающий за полную инвентаризацию выданных на территории области лицензий, заявил, что существующая практика действительно бессистемна. Так, в Иркутской области не работают почти 25% выданных лицензий, которые могли бы достаться инвесторам, заходящим на комплексные проекты по конкурсно-аукционному принципу.
Озвучил заместитель губернатора и актуальный для Иркутской области вопрос о том, что комплексные инвесторы (например, в нефтедобывающем секторе) головной офис чаще всего имеют не в Иркутске, поэтому о регистрации компании на территории региона местные власти хотели бы договариваться «на берегу».
Новая экономическая политика
На Байкальском экономическом форуме администрация Иркутской области озвучила и новые подходы к развитию экономики в регионе. «Лес, полезные ископаемые и машиностроение - направления, которые чрезвычайно актуальны для Иркутской области. Я думаю, на этих китах будут базироваться наш бюджет и наше благополучие», - заявил временно исполняющий обязанности губернатора Иркутской области Игорь Есиповский. Дебютировавшую на пятом БЭФе выставку «Техмашэкспо» открыл лично председатель Союза машиностроителей России Сергей Чемезов, а Высший экономический совет Сибирского федерального округа (председатель - полпред Анатолий Квашнин) и Союз машиностроителей России подписали на форуме соглашение о сотрудничестве. Договоренности о совместной разработке программ развития СФО, по мнению экспертов, будут иметь далеко идущие политические последствия. Форум вообще стал политическим бенефисом Игоря Есиповского. Например, гендиректор госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» Константин Цицин вручил ему копию платежного поручения о первом денежном транше в 241 млн рублей для восьми муниципальных образований Иркутской области по федеральной программе переселения людей из ветхого жилья. Так в активе Игоря Есиповского появился еще один существенный бонус, которого не было у экс-губернатора Иркутской области Александра Тишанина.
«Это прекрасный пример того, как должна быть построена работа региона и федерального центра, - сказал спикер Совета Федерации Сергей Миронов. - Пример того, как добиваются желаемого руководители, которым это по-настоящему надо, кто озабочен решением столь важной проблемы, как обеспечение граждан жильем».
Не так гладко выглядела ситуация с организацией особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. На форуме заявили лишь одну площадку - в Большом Голоустном. Но Игорь Есиповский сказал, что было бы неверно формировать зону в одной местности - в границы ОЭЗ должны быть включены площадки в Слюдянском районе и на Малом море, где пока еще находится Байкальский ЦБК (о вреде которого еще раз упомянул Юрий Трутнев) и природоохранные зоны, где запрещена хозяйственная деятельность. Случайный диалог между двумя чиновниками сведущему человеку был понятен: после ареста мэра Листвянки и бизнес-леди Татьяны Казаковой, за спиной которой наверняка стояли определенные финансовые интересы, стратегическая судьба двух туристических зон остается неведомой, и у каждой из сторон на нее собственный взгляд - у губернатора свой, у федеральных чиновников - свой.
Широкий ассортимент проектов
С менее масштабными проектами все оказалось понятнее: договор между администрацией Иркутской области и ОАО «Корпорация Биотехнологий» предусматривает создание группы предприятий по производству спирта биобутанола - экологически чистого автомобильного топлива из отходов лесопереработки. Семь из 30 заводов корпорации разместятся в Иркутской области и Красноярском крае. Демонстрация «топлива будущего» была организована с размахом: на площадке у входа в Сибэкспоцентр стояли три новенькие Lada Kalina - один седан и два хетчбэка (напомним, что выпускающий их АвтоВАЗ тоже входит в империю Чемезова). Один автомобиль был заправлен бензином с 20-процентной добавкой биобутанола, другой - с 10-процентной, а третий - обычным бензином. Три машины отправились в автопробег длиной 4 тыс. км, который пройдет через Тулун, Красноярск, Кемерово, Новосибирск, Омск, Курган, Челябинск, Уфу и Самару, а завершится в Тольятти. Там специалисты АвтоВАЗа разберут двигатели этих машин и сравнят степень их износа. Старт автопробегу дали Игорь Есиповский (садясь за руль автомобиля, он заметил, что именно эту модель хетчбэка он запускал в бытность свою гендиректором АвтоВАЗа) и Сергей Чемезов. Они проехали несколько метров до Байкал Бизнес центра, где передали автомобили в руки водителей.
Область расправляет крылья
Игорь Есиповский представил внушительный блок решений в области развития авиации: в рамках соглашения о сотрудничестве с ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) на иркутском авиазаводе будет запущена линия по производству нового гражданского самолета МС-21. Общий бюджет проекта составляет 8 млрд долларов. Из которых 4 млрд будет выделено из федеральной казны, остальные средства ОАК извлечет из иных источников.
Также Иркутская область заключила с Министерством транспорта РФ меморандум о взаимодействии по реализации проекта строительства нового иркутского аэропорта. Аэропорт Иркутск-Новый будут строить в районе деревни Поздняково в Иркутском районе. Как сообщил министр транспорта Игорь Левитин, по поручению премьер-министра Владимира Путина был разработан план строительства аэродрома. В федеральном бюджете на 2010-2015 годы заложено 16 млрд рублей на создание его инфраструктуры.
В продолжение «авиационной» темы подписано соглашение о намерениях по созданию региональной авиакомпании. Об этом договорились администрация Иркутской области, авиакомпания «Интеравиа» и производители самолетов средней дальности - Международный консорциум АТР и ЗАО «Саратовский авиационный завод». Создание регионального авиаперевозчика, по мнению экспертов, - также дань будущему экономическому развитию. После того как началась интенсивная разработка месторождений на севере Иркутской области, парк региональной авиакомпании «Ангара 403» по сути превратился в чартерный. Неплохо чувствует себя в регионе и зашедшая сюда Utair. Новые экономические проекты еще больше расширят рынок внутренних авиаперевозок, поэтому 4 млрд рублей, вложенные в создание региональной авиакомпании, будут иметь небольшой срок окупаемости.
http://www.expert.ru/printissues/siberia/
Другие статьи по теме
25.08.09 О состоянии сельхозугодий в Иркутской области
07.08.09 Эксперты прогнозируют подорожание недвижимости в Иркутске к концу года
02.07.09 Материнский капитал скорректирован кризисом
22.06.09 Цены на недвижимость в Иркутске упали "на дно"
05.05.09 Недвижимость обложат новым налогом
►Все статьи по теме